«Томос заберут»: что задумал Филарет

Все, кто затаил дыхание в ожидании очередного церковного взрыва — путча, раскола, отзыва Томоса и прочих страшных вещей — могут выдохнуть. «Сходка» у патриарха Филарета, на которой планировался то ли переворот, то ли генеральная пристрелка, фактически, сорвалась.

Об этом пишет Екатерина Щеткина на «ДС«.

Чествование памяти священномученика Макария — официальный повод для встречи епископата бывшей УПЦ КП у патриарха Филарета — традиционное мероприятие для УПЦ КП, но в этот раз оно прошло в весьма «камерной» обстановке — патриарху Филарету сослужили только четверо епископов, представляющих, преимущественно, зарубежную УПЦ КП. Это можно считать ответом на попытку патриарх Филарета проверить, сколько епископов в ПЦУ готово его поддержать в соревновании с митрополитом Епифанием за власть в ПЦУ.

Срыву планов патриарха Филарета очень сильно поспособствовала огласка. Планы собраться на «сходку», присмотреться к потенциальным союзникам, провести «разъяснительную работу», убедить сомневающихся, припугнуть колеблющихся стали достоянием общественности. Не успели владыки получить приглашения, группа мирян «10 тез для ПЦУ» опубликовала манифест в защиту канонического статуса ПЦУ, в котором предупредила о намерениях патриарха Филарета возродить УПЦ КП за счет ПЦУ путем созыва Собора и изменения Устава церкви. Информпространство, уставшее от выборов и успевшее «набрать вакуум» по церковной теме — а она вошла в моду за последний год — охотно откликнулось. СМИ запестрели заголовками. Соцсети забряцали «зрадой»: в украинском сегменте — с подобающим гневом, в московском и промосковском — с нескрываемым злорадством. Политики потянули одеяло — каждый, как водится, на себя, не обращая внимания на отчетливый треск ткани. И даже в провинциальной музыкальной школе за день до «сходки» у меня уже интересовались — а что, Томос заберут?

На самом деле, это хорошая новость: не успело в воздухе запахнуть серой, как многоголосый хор грянул решительное «нет!» Если патриарх Филарет приглашал епископов к себе «во имя единства церкви», то он тем самым спровоцировал стихийное проявление этого единства. Не совсем так, как планировал, не совсем с той стороны, но все же. Украинская часть ПЦУ оказалась единой в своем нежелании участвовать в игре патриарха — игре уже даже не на грани, а за гранью фола.

Может показаться странным, что патриарх Филарет — опытный игрок — так обманулся. Но на самом деле, ничего странного. Упрямство и напор — его обычная тактика. Она неплохо срабатывала в условиях советской партноменклатуры и постсоветской олигархической среде, где никогда не ценилась интрига и ставка обычно делалась на способность открывать двери ногами. Однако с тех пор, как в украинскую церковную игру включились греки, все несколько изменилось. А патриарх — старый человек — отчасти потерял и гибкость, и чувствительность к изменениям. Он прибег к испытанным методам — и получил карточку. Пока что — желтую.

На таких — немного странных, немного тревожных — знаках убеждаешься в том, что ситуация вокруг меняется. Даже если мы, находясь в толще событий, этого не замечаем.

Возможно, патриарх об этих изменениях хотя бы догадывается. Во всяком случае, он совершенно очевидно спешит. Для переворота момент не самый подходящий — эйфория от Томоса еще сильна, противоречия и конфликты внутри церкви еще не созрели, да и с политической поддержкой ситуация еще до конца не ясна. Но ждать он не может и потому положился на свой авторитет у бывшего епископата УПЦ КП, а также, возможно, на уверения некоторых из бывших соратников.

Однако последние выступления патриарха в СМИ, его подспудный конфликт с митрополитом Киевским, о котором достаточно известно епископату ПЦУ, а также цена, которую, возможно, придется заплатить за возвращение власти патриарху — Томос — оказались достаточно веским аргументом. А приглашение на «сходку» стало сигналом о том, что пора расставить точки над і. Одна за другой епархии ПЦУ приняли обращение в поддержку митрополита Киевского и осуждением — если не прямо, то намеками и обиняками — попыток бывшего патриарха Киевского пересмотреть Устав ПЦУ, принятый на Объединительном соборе.

В некоторых обращениях прямо прозвучал евангельский пассаж о том, что «да будет ваше «да» — да и ваше «нет» — нет». Так вот: нет. Ясность внесена, и она не в пользу патриарха Филарета. Вместо того чтобы ехать на традиционный «слет» к патриарху Филарету большинство епископов скрылись за епархиальными обращениями о поддержке молодого соперника. Епископы ПЦУ не считают нужным или хотя бы своевременным муссировать идеи патриархата, переформатировать Священный Синод и менять Устав, рискуя при этом рассориться с Вселенским патриархатом и, в самом худшем случае, лишиться канонического статуса.

«Томос заберут» — это были, разумеется, самые мрачные и даже несколько преувеличенные прогнозы. Однако если бы патриарху удалось собрать вокруг себя хоть сколько-нибудь заметную — «ядерную» — часть епископата, могли сбыться и пессимистические прогнозы. Меньшинство, как известно, совершает революции. Ну так и для контрреволюции большинства не надо. Изменения в устав, дуумвират патриарха, вершащего власть внутри церкви, и митрополита Киевского — отчасти декоративной фигуры, провозглашение патриархата — все это могло бы стать реальностью.

А Томос? Нет, его, конечно, не забрали бы. Со стороны греков это было бы просто смешно — сегодня дал, завтра назад забрал. Но вопрос признания ПЦУ со стороны мирового православия так и завис бы в воздухе — греки просто перестали бы его лоббировать.

На это, скорее всего, и рассчитывал патриарх — на то, что Томос и канонический статус останется в его руках, а признание со стороны мирового православия ему не принципиально. Четверть века жил без этого признания — и еще столько же прожил бы. Это, конечно, было бы некрасиво в отношении греков. Ну так патриарх Филарет никогда и не скрывал, что он не испытывает глубоких симпатий к грекам.

Греки, впрочем, отвечают ему той же монетой. И им маргинализация патриарха Филарета и полная ясность по поводу УПЦ КП вполне на руку. Они смогли бы поставить точку в давнем и непростом разговоре о том, что Томос дали не просто «раскольникам», но еще и скандальным раскольникам. Если рукоположения любого епископа УПЦ КП может быть «исправлено и дополнено», то что делать с человеком, к которому в православном мире привыкли относиться как к злостному нарушителю канонов, и который не только не раскаялся, не только не ушел со сцены (как обещал, между прочим), он еще и бравирует — делится с телезрителями тем, что Томос, мол, не такой, не по мерке сшит, и фасон не модный.

Так что патриарх, можно сказать, «подставил» сам себя. После несостоявшегося «путча» ему остается одна дорога — на пенсию. А к его «патриаршим мечтам» публика теперь вправе относиться как к обычному стариковскому брюзжанию.

Но кто же те епископы, которые приехали по приглашению патриарха Филарета? Это любопытно. Двое из них — митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф и епископ Богородский Адриан — управляют епархиями УПЦ КП (ПЦУ) в РФ, а архиепископ Симферопольский Климент, хоть и находится «в эвакуации» — управляет Херсонской епархией — остается Крымским. Он, кстати встретился с митрополитом Епифанием и заверил его в своей поддержке. Но с патриархом Филаретом архиепископа Климента слишком многое связывает, он просто не мог проигнорировать приглашение давнего товарища. Да и чисто политические обстоятельства подталкивают — в оккупированном Крыму архиепископ Климент оказался, буквально, на передовой. Тут никакая поддержка не будет лишней. А патриарх Филарет — по-прежнему человек с большими связями, в том числе, в самых неожиданных местах и сферах.

Еще из любопытного — запись в телеграмм-канале о. Всеволода Чаплина, пламенного «поклонника» ПЦУ. Отец Всеволод, как обычно, нещадно проходится по «СЦУ» и «Кощею Денисенко», но с другой стороны в своей неповторимой манере высказывает сочувствие «почетному патриарху». Который, конечно, «Кощей», но при этом экий человечище! Какая масштабная, мощная фигура! Теперь, к сожалению отца Всеволода, таких не делают. Одни мальчишки вокруг суетливые. Русская душа, хоть и потемки, но одно вполне предсказуемо — диктатура для нее всегда предпочтительнее «майданов» и прочей демократии. В церкви, как и во всем прочем.

Но главная нотка в этом посте не столько ностальгическая — по тем временам, когда в истории были личности, — сколько раздраженная. Потому что никакой катастрофы в ПЦУ нет. А карта патриарха Филарета, которая до сих пор была едва ли не главным козырем в партии Москвы против Фанара, на глазах теряет вес. В отличие от восторженных пропагандистов, простодушно радующихся «расколу раскольников», отец Всеволод это прекрасно понимает.

Что же до раскола — он не то чтобы предотвращен. Он по-прежнему вполне вероятен. Но он минимизирован до вполне допустимых масштабов. Можно даже сказать, что в том формате, каким он видится после неудачи с созывом «сходки», его даже можно приветствовать. Потому что это не «раскол» даже, а уход со сцены одного очень заслуженного, могучего и драматического персонажа. Он, конечно, титан. Но он принадлежит иной эпохе. Эпохе, которая закончилась и, будем надеяться, уже не вернется.

Источник

Share
error: Content is protected !!